frs_vetlana (frs_vetlana) wrote,
frs_vetlana
frs_vetlana

Стокгольм. Васа.Часть 2.

В 50-х годах прошлого века один из ведущих экспертов по затоновушим военным корабля Швеции Андерс Франсен, изучив в архивах документы, касающиеся гибели "Васы", определил приблизительно его местоахождение и стал методично прочесывать бухту на лодке с лотом и кошкой. После нескольких лет работ (или хобби), 25 августа 1956 года его лот-пробоотборник был поднят на поверхность с кусочком почерневшего дуба. Спустя несколько дней водолаз Петр Эдвин Фельтинг опустился под воду и сообщил, что нашел борт корабля с пушечными портами в два ряда. "Васа" вновь был найден и Франсен с Фельтингом приложили все свои силы, чтобы организовать подъем корабля. После того как  невероятные проекты типа заморозки "Васы" и подъема вместе со льдом и ли наполнения судна шариками для пинг-понга были отставлены, за дело взялись профессионалы. Шведская спасательная компания "Нептун" обещала поднять корабль бесплатно. Но тем не менее по стране была объявлена кампания "Спасите "Васу" по сбору денег.
Осенью 1957 года водолазы стали промывать под днищем корабля, весившего больше тысячи тонн, шесть тоннелей, чтобы подвести под него тросы. Через два года эти работы были закончены, тросы были проложены под кораблем и закреплены на подтопленных понтонах.

Из понтонов постепенно выкачали воду и в августе 1959 года "Васа" подняли к поверхности.

Хотя корпус корабля выдержал подъем, его следовало укрепить, заткнуть тысячи дыр от выпавших гвоздей и плотно закрыть все пушечные порты. На это водолазам потребовалось еще два года.
24 апреля 1961 года "Васу" оконачательно подняли, откачали из него воду, и отбуксировали в  сухой док в Бекхольмене. Несмотря на 333 года под водой, корабль хорошо сохранился. За это время его, конечно, успели потрепать якорями проходившие над ним суда.
Около 40 якорей разных времен даже застряли в корпусе, так что были подняты вместе с ним.

Но главное, в чем повезло "Васе", что в Балтийском море нет корабельного червя, съедающего древесину в более соленых морях.
Но поднять корабль - это было пол-дела. Теперь нужно было его сохранить. Первыми на борт поднялись археологи. Из грязи, скопившейся в трюме и на нижней палубе было с величайшей аккуратностью извлечено 14000 находок: посуда, одежда, корабельнео снаряжение, останки тел в конце концов. Все они были пронумерованы, "привязаны" по месту и отданы на консервацию и реставрацию. В основном корабль был целый, но корма и верхняя палуба были разрушены. Чертежей "Васы" или не сохранилось, или вообще никогда не было. Поэтому в отвалившиеся куски (а их нашли больше 13,5 тысяч!) в отверстия от гвоздей вставляли проволоку  и искали ответные отверстия на корабле. При совпадении отверстий, считали, что кусочек занял свое место. В процессе собирания этой мозаики вырисовывались и чертежи "Васы".
В результате получился корабль на 95% состоящий из подлинных частей (За качество прошу прощения - уж слишком там темно)

Носовая часть.

Грот и бизань-мачты.

Верхняя палуба

Кормовая часть по правому борту.

Но, как известно, набравшее в себя воду дерево очень сильно рассыхается и трескается через считанные дни после того, как поднято из воды. Чтобы не потерять "Васу", едва его обретя, корпус сразу после подъема стали орошать водой. А в дальнейшем было решено применть полиэтиленгликоль, который должен был заместить воду в клетках древесины и помешать усыханию и расстрескиванию. Фигуры и небольшие куски дерева замачивали в ваннах, а корабль поливали смесью полиэтиленгликоля и воды из 500 шлангов: 25 минут полив, 20 пауза, 25 полив... И так на протяжении 17 лет. Потом 10 лет корабль сох. Но работы по сохранению "Васы" не прекращаются и по сей день. Проржавевшие гвозди и болты начали вызывать разрушени близлежайших слоев древесины. Поэтому их постепенно заменяют на новые нержавеющие. Здесь видны головки и старого и нового крепежа.

В зале музея поддерживается относительная влажность в 55% и температура 18.5 С. Сейчас разрабатывается новый ложемент для корабля, распределяющий весовую нагрузку в 900 т более равномерно, подобно воде. Несмотря на это датчики, установленные в "Васе" показывают, что корпус опускается на 1 мм в год, а корма  незначительно поворачивается.
Вместе с сохранением корабля идут и другие научные работы. Ну например были изучены мельчайшие остатки краски на фигурах, украшавших "Васу". Хотя бы с этого "инопланетянина".

По архивным документам о закупках красителей судоверфью и по раскрашенным деревянным фигурам в церквях и дворцах того же периода, удалось восстановить состав красок и, следовательно, внешний вид "Васы".

А кроме науки здесь занимаются и популяризацией "Васы". В кинозале показывают фильм о корабле. Нам повезло и мы попали на сеанс на русском языке. Конечно, же сувенирный магазинчик, где продают не только безделушки по заоблачным ценам, но и весьма интересные книжки про "Васу" и Стокгольм (откуда, и еще из фильма, я и набрала материал на этот пост). Рядом кафе.



Открытая терраса его выходит на причал, где пришвартован первый шведский ледокол "Св. Эрик"

пожарный корабль "Finngrundet" 1903 года постройки (красный, накрытый белым тентом)

и вполне современные жилые яхты (а вдали и паром Викинг Лайн виден).

Осмотрев почти весь музей, попив кофе с булочками, купив сувениров по мелочи, все мы остались очень довольны этим походом. Анюта обогатила свои знания о кораблестроении, выяснив, что это корабль неправильный и поэтому перевернулся, а мы плаваем на правильных кораблях (паромах), поэтому все будет хорошо. И до сих пор увидев где-то "Васу", она вспоминает: "О, вот неправильный корабль!"
В общем, шведы в очередной раз молодцы. Из  конфузии, случившийся почти 400-лет назад, сделали викторию.
Tags: ljmaps, Музеи, Путешествия, Швеция, Швеция-2012
Subscribe
Buy for 25 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment