frs_vetlana (frs_vetlana) wrote,
frs_vetlana
frs_vetlana

Прага. Часть 9. Староместская площадь.

Про Староместскую площадь Праги столько всего написано, что я нечего сама выдумывать не буду, а процитирую путеводитель "Афишы", которым мы пользовались, дополнив его нашими иллюстрациями.


Прямо напротив выхода с Целетной улицы на Старую площадь сотни зевак, как магнит, притягивают главные часы Чехии - Орлой (Orloj). Мне они почему-то представлялись висящими на башне высоко-высоко, ну как, допустим кремлевские куранты. Оказалось совсем наоборот, даже голову сильно задирать не пришлось.

С 8.00 до 20.00 над ними открываются два небольших окошка, в которых по очереди появляются двенадцать апостолов. Вот двое из них. Имена не знаю.

Чуть ниже оживают еще четыре персонажа:
скелет одной рукой переворачивает песочные часы, а другой трясет колокольчик, кивая в сторону турка, который качает головой

гордец смотрится в зеркало, а еврей, по соображениям политкорректности замененный после войны на купца, звенит кошельком с деньгами

Как только пройдет процессия из апостолов и прокричит петух, колокола на башне отбивают полный час.  А колоколам вторят трубачи.

Туристы сопровождают ежечасный перформанс аплодисментами, а если толпа вдруг забудет похлопать, ей подадут пример официанты близлежащих ресторанов.

Легенда гласит, что эти часы изготовил мастер Гануш, да сделал так замечательно, что его наперебой стали звать в другие земли сотворить нечто подобное. Как водится, Гануша ослепили. Тогда он попросил еще раз проводить его к часам, чтобы с ними попрощаться, и что-то там такое вытащил, что надолго вывело механизм из строя. До начала XX века эта версия считалась основной.
На самом деле часы изготовил в 1410 году мастер Микулаш из Кадани, который получил за это в подарок целый дом и много денег. Помогал ему профессор Карлова университета, астроном и математик Ондрей Шиндлер, бывший также личным императорским лекарем. Мастер Гануш эти часы не cтроил и не ломал, а лишь отремонтировал в 1490 году.
Фигуры апостолов в часах пару раз уже меняли. В последний раз в 1948 году скульптор Войта Сухард поставил новые взамен расстрелянных в мае 1945 года.
На верхнем циферблате римскими цифрами обозначается среднеевропейское время, а арабскими - время старочешское.

В Средние века сутки делили на 24 часа, считая от захода солнца. Таким образом, арабское число 24 всегда соответствует на римском циферблате часу заката. Темно-коричневый сектор часов соответствует ночи, светло-коричневый - предзакатным сумеркам и рассвету, голубой - дню. Маленькое золотое солнце, путешествуя по ним, показывает, где сейчас находится солнце настоящее. Другой кружочек показывает текущее положение Луны. Маленькая звездочка, пересекая кривые линии, отмечает звездное время. Кроме того, по этим часам можно определить дни равноденствия, планетарные часы и позицию Солнца в зодиаке. Поправку на летнее и зимнее время часы делать не умеют.
На нижнем циферблате - календарь, по которому можно определить день, месяц и знак зодиака.

Ежемесячные события деревенской жизни на часах нарисовал в 1865 году папа современной чешской живописи Йозеф Манес. Этот циферблат поворачивается каждый день на один из своих 365 зубчиков.

Оторвавшись от часов, замечаешь, что они висят на башне Староместской ратуши.

Ратушу эту никто специально не строил, поэтому вида она немного дикого. В 1338 году, когда Ян Люксембургский даровал Старому Месту статус города, городская община выкупила дом у владельца, пристроила третий этаж и башню и, особенно не заморачиваясь, открыла в нем орган самоуправления. Дальше горожане тоже особенно не морочились - когда чиновники переставали помещаться в здании, докупались соседние дома. Вот так это выглядит с непарадной стороны.

Фасады же домов украшены разными гербами...

и резными финтифлюшками.

Теперь в этих домах находится туристический офис и главный свадебный зал города, над ренессансным окном которого написано Praga Caput Regni ("Прага - глава королевства").

Мы даже застали жениха и невесту, вышедших после бракосочетания.

Во время освобождения Праги 8 мая 1945 года в результате бомбежки были уничтожены восточное и северное крыло ратуши. Здесь хорошо видна разрушенная стена.

Однако восстанавливать их не стали, так как по мнению многих горожан, эта часть ратуши никак не вписывалась в Староместскую площадь ни стилем, ни размерами. Даже во время строительства, пражане писали петиции против пристройки и проект неоднократно дорабатывали.
Ряд домов слева от башни заканчивается домом "У минуты", расписанным сграффито.

По поводу названия есть две версии. В соответствии с первой, в доме когда-то был магазинчик, который торговал "минутовым", то есть мелким, товаром. По второй, этим магазинчиком владели потомки голландца Минута, того самого, который в свое время купил у индейцев остров Манхэттен. Этот готический в основе дом XV века позже получил ренессансный фасад, который был обнаружен в начале XX века и отреставрирован. Из двух десятков пражских домов Кафки этот - самый красивый.
Напротив башни ратуши на Староместской стоит вторая доминанта площади, храм Девы Марии перед Тыном.

Он выглядит, как замок ведьмы из диснеевского мультфильма, особенно ночью, когда черные башни теряются в черном небе. (Проверено. Так оно и есть. Если хватит терпения дочитать все посты про Прагу, сами в конце увидите). В отличие от большинства пражских церквей, эта сохранила готический облик XIV века и не подвергалась позднейшим барочным перестройкам.

В начале XVI века гуситы сделали из него свой главный храм. На фасад водрузили статую гуситского короля Иржи из Подебрад и золотую чашу - символ борьбы за возможность для мирян причащаться не только хлебом, но и вином, как священники. После поражения гуситов на место Иржи поставили Деву Марию, а из чаши сделали ей нимб.
Слева от Тынской церкви стоит Тынская же школа, сохранившая свой вид с XVI века, бежевого цвета и с фронтонами в стиле венецианского ренессанса.
Дом "У каменного колокола" слева от школы построен тогда же, когда и Тынский храм.

Об этом никто не подозревал до 1961 года, пока не начали ремонтировать более поздний дом, стоявший на этом месте. Барочная скорлупа раскололась, и из нее, как из киндер-сюрприза, появилась готика начала XIV века. Мало того, архивные записи доказали, что этот дом был построен как резиденция короля Яна Люксембургского и его жены Элишки Пржемысловой.
Еще один храм на площади - барочная церковь Святого Николая.

Закладывали ее немецкие купцы в XIII веке, перестраивал Динценхофер в 1702 году. В 1871 году Австрия, искавшая тогда союза с Россией, подарила храм Русской православной церкви. Сейчас церковь принадлежит чехословацким гуситам, но по большим праздникам там проводятся православные богослужения. Кстати, совершенно не вписывающаяся в интерьер огромная хрустальная люстра была подарена в конце XIX века русским царем. А купил ее царь у чехов, на стекольном заводе в Гаррахове. (Мы внутрь храма не заходили, поэтому просмотр люстры включили в план следующей поездки).
Стоящий в центре Лубянской площади памятник Феликсу Дзержинскому (уж очень похож, особенно в профиль).

Стоящий в центре площади памятник Яну Гусу работы Шалуна был открыт в 1915 году, к пятисотой годовщине сожжения проповедника. На ступеньках у Гуса раньше любили передохнуть молодые люди, приезжавшие с рюкзаками со всех концов Европы. Количество оставленных шприцев и презервативов росло с каждым годом и в конце концов переполнило чашу терпения магистрата. Вокруг памятника разбили газончик, а газончик обнесли заборчиком.

Справа за памятником виден  дворец Гольц-Кинских.

Строительство дворца 10 лет шло за большим забором. Когда над ним показался второй этаж, власти были неприятно удивлены: здание аж на несколько метров вылезало вперед из общего строя домов, решительно нарушая все градостроительные принципы. Архитектор тут же предъявил разрешение, выданное за очень немалую сумму тремя членами магистрата. Взяточников, в назидание потомству, повесили прямо перед строящимся дворцом. А архитектора, подумав, отпустили и даже разрешили продолжать все как есть. Заказчик, граф Гольц, умер, лишь чуть-чуть не дожив до окончания дворца, и вдова продала дворец графу Кинскому. После очистки фасада дома "У каменного колокола" он выпирает вперед еще больше, чем прежде.
В XIX веке во дворце была немецкая гимназия, где учился молодой Кафка, а позже нижние этажи арендовал его отец для своего галантерейного магазина. С балкона в 1948 году Готвальд провозгласил приход к власти коммунистов и призвал народ к бдительности и готовности дать отпор реакционным силам. А сейчас здесь расположилась графическая коллекция Национальной галереи.
На северной стороне площади очень интересно здание  Министерства местного развития, бывшего дворца Пражского страхового пожарного общества.

Говорят, что это здание построено в стиле в стиле необарокко с элементами сецессии (обязательно посмотрю, что это значит). На средней оси здания помещена ниша, в арочном проеме которой находится мозаика по эскизам Ф.Урбана на тему "Восхваление Праги", выполненная по всем правилам сецессного искусства. По бокам полукупола с мозаикой на цоколях помещены аллегорические скульптурные группы Б.Шнирха: "Тушение пожара" и "Вопль о помощи".
На южной стороне площади стоит упомянуть Дом и издательство Шторха.

А можно мне поумничать? Даже я понимаю, что здание эклектично. Я вижу здесь и готику, и ренессанс, и, конечно, же роспись сграффито.
От Староместской площади разбегаются несколько улиц.
В Йозефов ведет улица с дорогущими магазинами - Парижская

Между "Домом у колокола" и Тынским храмом начинается узкая Тынская улица

К Пороховой башне ведет Целетна.

В сторону Вацлавcкой площади - Железна

Кстати, на ней мы нашли единственное место, где продают футболки с Кротиком и Гржимилеком с Вахмуркой.
По Карловой мы уже прошли. Теперь мы пойдем....
Часть 10.
Tags: ljmaps, Прага-2011, Путешествия, Фото
Subscribe
Buy for 25 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments