frs_vetlana (frs_vetlana) wrote,
frs_vetlana
frs_vetlana

Categories:

В списках не значится.

Будучи на даче, я выбираюсь в соседний Калязин исключительно купить продуктов и стройматериалов по необходимости. И совсем мимо меня прошло, что вот уже как год в городе появилась новая достопримечательность - истребитель МиГ-29 перед Калязинским машиностроительным заводом. В конце лета к нам на дачу в отпуск приехал муж, и мы, подхватив детей, добрались до самолета.

Самолет в очень хорошем состоянии, и мы облазили его практически весь, чем вызвали неподдельный интерес у вахтеров с завода. "Обычно, сказали они, люди приезжают, делают два-три кадра на фоне и все. А вы..." А мы искали во всех укромных местах серийный или заводской номер машины, потому что согласно реестру МиГ-29 один самолет с бортовым номером 25-синий установлен рядом с платформой Ашукинская (и он действительно там стоит), а другой списан в 2014 году. И не только списан, а был модификацией 9.12, тогда как калязинский - 9.13.
Раз уж мы полезли в такие подробности, посмотрим на самолет поближе.
Начнем с носа.

Хорошо видны две пластины-генераторы вихрей по обе стороны приемника воздушного давления и два датчика угла атаки по обоим бортам сразу за обтекателем радиолокационной станции. Основные воздухозаборники закрыты специальными заслонками, предотвращающими засасывание посторонних предметов в двигатели при взлете и посадке. Эти заслонки отрываются при наборе самолетом скорости 200 км/ч.


Внизу чуть видна антенна радиовысотомера, закрытая обтекателем, датчик угла скольжения, ножевая антенна ответчика системы госопознования и за ней антенна самолетного ответчика. Перед кабиной - резервный приемник воздушного давления, а горбик за ним - датчики квантовой оптико-локационной станции.


В корневых наплывах крыла под радиопрозрачными колпаками установлены антенна самолетного ответчика, антенна приемника станции предупреждения о радиолокационном облучении и рядом с ними антенна ответчика системы госопознования.


В левом корневом наплыве крыла установлена авиационная пушка.  Решетка отверстия для выхода пороховых газов с двумя ребрами, что больше характерно именно для модификации 9.13.


На гаргроте за кабиной установлены две антенны радиокомпаса: штыревая и рамочная под прямоугольной радиопрозрачной крышкой. Под кабиной на корневом наплыве крыла видны щели пушечного отсека, а еще дальше можно различить три перепускных щели воздухозаборников. Между ними и щелями пушечного отсека находятся закрытые верхние вспомогательные воздухозаборники, которые открываются при рулежке и взлете/посадке, когда закрываются основные. На переднем плане - наплыв перед килем, в котором расположена система отстрела инфракрасных ловушек.

Вернемся к гаргроту и посмотрим на самолет сбоку.

Не знаю, насколько хорошо видно, но гаргрот имеет некоторую горбинку, характерную именно для модификации 9.13. У самолетов 9.12 гаргрот прямой. Увеличение гагрота было связано с размещением в нем станции постановки активных электромагнитных помех «Гардения».

Зайдем с хвоста.

Двигатели не сняты и даже не закрыты заглушками. Кстати, на самолете нет вообще нет ни одной красной детали.
Посмотрим, что здесь еще интересного.

На левом киле вверху аэронавигационный огонь, ниже антенны ответчика системы госопознования и самолетного ответчика. На правом киле вверху антенна самолетного ответчика, ниже нее в виде вилочки антенна радиотехнической системы ближней навигации. Рули направления увеличенного по сравнению с самыми ранними машинами размера выступают за заднюю кромку килей.

И еще поближе.

Впереди слева на гаргроте виден воздухозаборник охлаждения коробки самолетных агрегатов, расположенной между двигателями. В центре - крышка контейнера тормозного парашюта. Сверху и снизу контейнера - щитки аэродинамического тормоза.


Судя по видимой стропе, парашют и сейчас находится в контейнере.

А еще внизу оказались две интересные детали: таблички с номерами на двигателях:

На правом.

И на левом.

Посмотрим, что еще внизу.

На ранних машинах здесь были подфюзеляжные кили. Позднее от них было решено отказаться.


Правая нижняя поверхность крыла.

И левая. По три пилона для подвеса вооружения с каждой стороны сняты.


Плавно изогнутая законцовка крыла, в которой расположены аэронавигационный огонь и за ним под одним обтекателем антенны приемника станции предупреждения о радиолокационном облучении и станции радиоэлектронной борьбы «Гардения». На самом конце законцовки - стекатель статического электричества.

И самое интересное нашлось в правой нише шасси.

Табличка с номером 7 / 34-25. Вполне можно предположить, что это "Изделие 7" (9.13), серийный номер 34-25. Однако такой серийный номер в приведенном выше реестре тоже не значится. Других номеров на машине не нашлось...

UPD Этот МиГ уже появился в реестре:
34-252960717941 МиГ-29 /9.13 (1988) №25 ММЗ им А.И.Микояна (Москва) - 1988; летающая лаборатория; списан и передан на памятник ММЗ «Знамя труда» (Москва); памятник КМЗ (Калязин) – 2018.
Tags: Авиация, За МКАДом, Калязин, Тверская область
Subscribe
Buy for 25 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments